А.К.Янгалов ©

23/XI/2006

Срочно познать себя!


Ропот против всевозрастающей мощи разума все чаще слышится среди граждан.
На нашей ступени развития человечества - это закономерно.
Когда-то теорема Пифагора была сокровенным знанием самых умных мыслителей - сегодня ее знают все школьники Земли, независимо даже от способностей.
Чем дальше мы идем, тем большей энергией и знаниями может обладать отдельно взятый человек.
"Знание - сила", - сказал Ф.Бэкон. Пока сила была сравнительно небольшой, никакого отрицательного значения в этом высказывании не было, и никто против разума не роптал.
Сегодня и поздно, и неплодотворно рассуждать о возможности нетехногенного развития ( я продолжаю утверждать, что простейшие технологии известны уже обезьянам, и техногенность возникает закономерно ).
Сегодня облеченный властью и вооруженный технологиями человек благодаря добытым мудрецами знаниям может уничтожить все человечество.
Необлеченный властью благодаря тому же может уничтожить десятки, сотни, тысячи себе подобных.
Необязательно при этом речь идет только о злоумышленниках. Примеры техногенных катастроф слишком известны.
Пятьдесят лет назад ядерные технологии были совершенно недоступны для небольших стран, сегодня клуб ядерных держав и державок неумолимо растет.
Экстраполируя наблюдаемое развитие технологий, легко видеть, что в некотором неопределенном будущем даже необлеченный властью человек будет иметь возможность уничтожить жизнь на Земле.
Это - неизбежные плоды познания.
Как же справиться с неотвратимыми угрозами?

Чернобыльская катастрофа произошла как следствие многократного нарушения должностной инструкции при испытаниях по выведению реактора из-под рабочей нагрузки. Она была вызвана вовсе не только ошибками проектирования реактора РБНК, о которых так много говорят и пишут.
Решающую роль сыграл неучтенный, так называемый человеческий фактор.
Упал самолет или самолеты столкнулись, что повлекло ужасные жертвы. Также говорят о человеческом факторе.
Необходимо уточнить , что человеческий фактор имеет не только личностное измерение, но и общественное. Кабы летчика к принятию рискованного решения не подталкивало общество ( в данном случае с весьма ограниченной ответственностью ) и существующие общественные отношения, в широком смысле, возможные отрицательные личностные качества (например, склонность к риску, недостаток скорости реакции, сообразительности и т.д.) не сыграли бы роковой роли. Кабы оператора АЭС не подталкивали к несоблюдению инструкций существенные для него общественные обстоятельства, все также могло бы обойтись.

Следует признать, что овладев представляющими угрозу для собственного существования познаниями природы, объектов вне себя, человек не приобрел столь же неоспоримых положительных знаний о себе и о человеческом обществе. В науках о человеке распространены и до сих пор пользуются успехом совершенно шарлатанские доктрины; в то же время, по очевидным соображениям правящие классы не заинтересованы, например, в признании и развитии блестяще подтвердившейся на примере краха СССР классовой теории.
Развитие человеческой личности и человечества должно успевать за "внешними" познаниями. Познание человека и общества, использование добытого знания, гармонизация общества и личности, смягчение и устранение личностных и общественных противоречий - вот что должно выйти перед человечеством на первый план уже в ближайшие десятилетия.
Отставание в этой области познания, а не познание вообще, внушает тревогу, и действительно опасно.
Увы, сами рассуждения эти на фоне имеющейся общественной действительности с ее вопиющей несправедливостью и противоречиями выглядят беспомощно и наивно.
Что делать?

Ставить вопросы о человеке и обществе.
Искать и находить на них ответы.
Воплощать знания в жизнь!
Во благо человека!
Срочно!


Hosted by uCoz