Введение. ВЕДА, не наука!
Всякую вещь легче поймешь, коли точно ее назовешь.
Константин Костенецкий
Использование слова наука для обозначения исследовательской деятельности не совсем точно. Смысл слова наука, образованного от глагола учить с помощью приставки на-, ясен из словоупотребления: наука - это объем передаваемого при учебе ранее накопленного знания. Именно так наука и понимается в русских пословицах: «наука учит только умного», «наука – не пиво, в рот не вольешь», «одной пчеле бог сроду науку открыл». Цель науки поэтому – научить, приобщить к уму, умению, навыкам и опыту предшествующих поколений. Когда ученик ленив, нерадив, рассеян, он получает от учителя возвращающий внимание к изучаемому предмету назидательный подзатыльник со словами: "Вот тебе моя наука!" или "Это впредь тебе будет наукой!" Т.е. наука в русском языке - это не только передача знания, но и разнообразные педагогические приемы по действенному осуществлению такой передачи. Таким образом, объем русского слова наука в его точном словоупотреблении включает и объем греческого слова педагогика.
То, что предки приобретали, возможно, десятилетиями упорного труда и поисков, наука передает учащемуся за недели, дни и часы (академические).
За 10-11 лет один средний ученик приобретает основные знания, накопленные за тысячелетия всем человечеством.
Еще 5-6 лет обучения наукам делают высшего учащегося (называемого на этой ступени познания по-заграничному студентом, что ровно то же самое) специалистом в избранной им науке.
Еще 3-4 годика и учащийся (называемый теперь с придыханием аспирантом, т.е. стремящимся) при должном труде, упорстве и старании становится кандидатом в добытчики нового знания, приобретая возможность надеть белый халат и приступить к исследованиям на переднем крае познания.
Ведь кандидат по-латыни это и есть человек в белом халате.
Только теперь, после 20 лет учения, он - вполне научен наукам, только теперь в совершенстве перенял он навык и обычай предшественников.
Обращаю внимание на то, что и наука (по-белорусски - навука), и навык, и обычай - всё это родственные слова.
Однако, задача людей, называемых (всего лишь) учеными, состоит не в знании уже ставшего обычным-привычным или его передаче,
хотя, для того, чтобы делать невероятное - очевидным, знание сделанного обычным, т.е. наук, есть необходимое условие. Но недостаточное!
Более точным для обозначения исследовательской деятельности, т.е. умственного труда, нацеленного на постижение новых знаков и их увязывание с вязью ранее достигнутого знания*,
следует считать используемое в некоторых славянских языках слово веда.
Это слово в современном русском языке имеет ограниченную область применения и используется лишь для обозначения старинных документов на санскрите, содержащих сведения о древнеиндийском знании, ведах.
Однако, тот же корень широко используется в таких русских словах как упомянутое сведение, разведчик, ведать, общество-, природо-, почво- и т.д. -ведение, весть, известность, вещий, сведущий и т.д.
Ученые исследователи, эти разведыватели незнаемого, посвятившие себя деятельности по добыче нового знания, должны называться не учеными, что провозглашает лишь степень достигнутой ими в итоге двадцатилетнего (и долее) обучения великой учености, а словом, отражающим сущность выполняемой деятельности.
Ученый исследователь должен называться, в широком смысле, ведун или, согласно избранной им области исследований, например, музыковед.
Ученая исследовательница должна, соответственно, называться, ведьма или, например, киноведьма.
Ведь знание, как и мышление, должно быть определенным, последовательным и доказательным. Определенным – в первую очередь.
Недопустимо в таком ответственном деле, как получение нового знания пользоваться неточными словами, ибо и ответы, получаемые "учеными", и вопросы, поставленные ими, также становятся неточными.
Итак, начав с себя, вещие граждане ведуны и ведьмы (или, если угодно, вещуны и вещуньи) смогут вернуть современному обществу, испытывающему тягу ко всему таинственному и необычному, должное уважение и почет к этой благородной и в высшей степени благодетельной деятельности.
Да станут науки - ведами, ученые - вещунами, а Академия наук - Академией вед!
Заведающий А.К.Янгалов. 23 янв. 2009 г. ©
*
Знание есть сеть знаков в сознании, улавливающая явления действительности.
Познание есть плетение сети знаков и ее латание.
Знак есть именованный узел знания.
Текст, кстати, в переводе с латыни - ткань, т.е. плетение словес.